14 марта 2015 г.

Добежать до горизонта. Дневник моего обучения в Школе бега «I Love Running» (окончание)

Среда  (5 ноября)

Сегодня была самая обычная человеческая среда. Никакого бега, никаких приключений.



Неделя №5 
Четверг  (6 ноября)

Ещё одним откровением для меня стало то, что тренируются не только мышцы и нервная система, но и связки. Сегодня тренер поставила нам задачу: 50 минут бега по манежу. И оказалось, что теперь уже это куда проще, чем было раньше. Организм адаптируется к новым реалиям, выстраивает новый потолок физического дискомфорта и вообще начинает спокойно воспринимать новое содержание моей жизни. Наблюдать и чувствовать это очень любопытно.

В конце занятия получили последние наставления и инструкции от Иры по поводу воскресного забега на 10 км, а мы, в свою очередь, проводили её в итальянское местечко Гарда, куда тренер и управляющие нашей школы отправились с учениками из другой группы на полумарафон.




Неделя №5 
Пятница  (7 ноября)

Сегодня поймал себя на мысли о том, что почти всю неделю я достаточно правильно питаюсь, почти без вредных продуктов и блюд. И ничего, жить можно. Когда спортивные цели (пусть и не более чем любительские) создают хороший настрой, мотивировать себя питаться правильно довольно легко.
Сегодня по тренировочному плану день без бега.



Неделя №5 
Суббота  (8 ноября)

Опять по плану тренировок у нас день без бега.
Однако пришлось его несколько нарушить по производственной необходимости. Я задержался на работе и опаздывал в кино, где меня ждала Аня. И я притопил до остановки бегом. Решение проблемы тайм-менеджмента при помощи беговых ускорений начало у меня входить в традицию. И надо сказать, что если делать это не один раз в 33 года, а хоть немного тренироваться, то такой способ успевать вполне себя оправдывает.



Неделя №5 
Воскресенье  (9 ноября)

Первый официальный беговой старт в жизни – штука очень волнительная.
Вот и мы с ребятами переволновались в день 10-ти километрового забега в Железногорске так, что начали его в Бургер-кинге. Ну не то, чтобы мы позавтракали хорошо прожаренными котлетами в булочках, мы просто покупали там воду, но всё равно есть в этом что-то символическое для нашего набора Школы бега. Мы бегаем за еду!




Десант в зеленых футболках под пуховиками высадился в закрытом городе ближе к обеду. Помимо нашей группы, приехали ещё ребята, у которых сегодня выпускной полумарафон. На улице было 4 градуса мороза, вполне рабочая для зимнего бега температура. Мы переоделись и отправились на коллективную разминку. Прошла оно весело и волнительно. Все-таки мы до сего дня ни на одних соревнованиях по бегу не участвовали. 





Собственно я разволновался настолько, что буквально за 5 минут до старта у меня вдруг неожиданно пошла кровь из носа. Я уж было подумал, не сорвется ли из-за этого мой забег, но обошлось.

Стартовало нас около 100 человек на всех дистанциях. Предстартовые пожелания хорошего бега ребятам и... Погнали!
Мы с Тезкой заранее договорились, что первую половину дистанции побежим вместе, чтобы не загнать себя быстрым темпом. Бежали и озирались по сторонам. Забег проходил по живописной набережной, улицам города Железногорска и аллеям – красота! Мы бежали с Мишаней и разговаривали о разном. Потом нам попался на встречу Ваня, которому сегодня предстояла тяжелейшая задача, по сравнению с которой наши потуги лично мне казались не столь существенными.
По заданию тренера Ваня должен был сойти с дистанции после 5-ти км бега. Ровно на середине. Я до последнего сомневался, ослушается ли он тренера или найдет в себе волю остановиться, получив не самый приятный статус в итоговом протоколе. Бегать на длинные дистанции очень тяжело, но еще тяжелее для среднестатистического тщеславного спортсмена-любителя найти в себе внутреннюю мотивацию и сойти не по состоянию здоровья, а именно предумышленно. Но Ваня справился, что, по моему личному мнению, дорогого стоит. И его психологическое самоистязание окупится на старте во Франции, к которому он так самоотверженно готовится по индивидуальному плану.

А мы же с Мишей в своем темпе добежали до финиша на десятке (уложились в час, а я ещё по нелепому стечению обстоятельств забежал по своему возрасту на подиум) и, исполненные достоинства, размышляли о способах наградить самих себя за наши свершения. В ожесточенной борьбе за умы спортсменов-любителей победили, как это  бывает, чревоугодие и пьянство )))










Уже все вместе с ребятами мы вернулись в Красноярск и отправились в кафе узбекской кухни, где почти теряя сознание от удовольствия, мы поедали вкуснейшие манты, плов, лагман и всё такое прочее, запивая кто чаем, кто пивом. В общем, мы заполняли те бездонные пропасти калорий, что образовались в результате забега, как могли. Героям прощается всё – и лишняя тарелка еды, и немного пива. А уж поверьте, после нашего первого официального забега на длинную дистанцию мы ощущали себя не меньше, чем героями страны!

Вот так неспортивно закончился наш первый официальный старт. )))






Неделя №6 
Понедельник  (10 ноября)

С Вами когда-нибудь разговаривали Ваши ноги? Начните бегать и они заговорят!
Со мной после вчерашних подвигов на 10-ке ноги общались исключительно на повышенных тонах. И преимущественно при помощи ненормативной лексики. Ноги болели и настойчиво рекомендовали переходить в секцию армрестлинга.
Благо хоть, намеченную на сегодня самостоятельную 70-минутную пробежку нам заменили на более щадящие процедуры.



Неделя №6 
Вторник  (11 ноября)

Сегодня была пробежка 25 минут в хорошем темпе. Чувствую прибавку в скорости. И ноги начали отходить и забывать мне позавчерашние обиды.



Неделя №6 
Среда  (12 ноября)

День тренировки с Ирой. Делали интервальный бег в манеже. Хорошо поработали. Наращиваем верхний порог выносливости. Преуспели мы в этом настолько, что завершающая стадия тренировки проходит в полумраке. Это тётеньки на вахте манежа при помощи рубильника ратуют за строгое соблюдение графика работы заведения и за 15 минут до закрытия таким прямолинейным, недвусмысленным способом намекают нам на завершение тренировки.
В общем, бег на длинные дистанции – это бег в стиле «пока не потухнет свет». У кого в переносном, у кого – в прямом смысле.






Неделя №6 
Четверг  (13 ноября)

Опять согревался импровизированной тренировкой от остановки до дома после работы.



Неделя №6 
Пятница  (14 ноября)

Сегодня впервые в жизни я бежал полтора часа разом! Просто невероятно! Точнее, казалось невероятным ещё несколько недель назад. А теперь спокойно нарезаю круг за кругом по манежу, и лишь тренер переживает за то, чтобы мы не переходили на форсаж, изредка останавливая и контролируя наш пульс.

Сегодня я изрядно повеселил Иру и Рому. Дело в том, что занятия в Школе бега ощутимо сказались на моем весе и даже синтетические беговые штаны в обтяг начали слетать с меня прямо на ходу. В этом плане занятия бегом – настоящая катастрофа для таких ребят, как я весом с центнер. Гардероб начинает напоминать остатки вещей, доставшихся от старшего брата, до которого ещё расти и расти.




Неделя №6 
Суббота  (15 ноября)

Суббота предпоследней недели занятий в школе снова началась с пробежки. На этот раз мы бежали за компанию с Леной прямо по городу и удивлялись, что бегом наш миллионник становится куда меньше, чем пешком. Также удивляло и то, как легко нам после вчерашней объемной тренировки в манеже дался ещё один час бега.





Неделя №6 
Воскресенье  (16 ноября)

Сегодня прочитал, что Петя, мой товарищ и соратник по велосипедным гонкам пробежал в Таиланде свой первый марафон. Он целенаправленно готовился к нему и успешно реализовал свою цель. Это очень крутое событие в биографии любого человека. 42 километра с копейками бега. Это очень-очень мощно!



В общем, я так сопереживал Пете, что решил считать себя соучастником его марафона и устроил себе день отдыха и чревоугодий. Спасибо тебе, Петя! После твоего марафона еда казалась особенно вкусной и уместной. )))

 



Неделя №7 
Понедельник  (17 ноября)

Сегодня стартовала последняя неделя обучения в Школе бега. И пусть на тренировке в манеже мы всё так же веселились с ребятами между интервалами ускорений, но в воздухе уже запахло не только потом, но и отчетливо ощутимыми нотками грусти будущего расставания с нашим беговым "пионерлагерем". Мы успели изрядно привыкнуть не только к беговым нагрузкам, но и к присутствию в жизни друг друга.
Мы не сталкивались с ребятами по вопросам работы и повседневных будней, а попадали в компанию друзей по бегу только вечерами в атмосфере самосовершенствования и отличного юмора, что окрасило наши отношения исключительно положительными тонами.
Поэтому расставаться совсем не хотелось.
И даже в остротах Лены в стиле "Наконец-то я больше не увижу Ваши рожи!" чувствовалась нарастающая горечь.
Или быть может нам так проще было переживать её оскорбления в наш адрес. )))

Благо хоть, тренер у нас словно из стали, и не взирая на сантименты, нагрузила нас по полной и отвлекла от бренности бытия.
Осталось одно общее занятие и старт на полумарафоне!



Неделя №7 
Вторник  (18 ноября)

Я на грани бешенства!
Я очень не вовремя умудрился переохладиться и чувствую носом подступающую простуду! Это сводит меня с ума, так как может поставить под угрозу 7 недель упорных занятий.
Буквально через несколько дней запланирован полумарафон, а мне совсем не хочется наблюдать за ним лишь по фотографиям ребят на финише.
В общем, я стараюсь отлежаться, выспаться и помочь иммунной системе справиться с простудой.



Неделя №7 
Среда  (19 ноября)

Мы с ребятами решили, что неофициальный самоорганизованный полумарафон – не повод оставаться без памятных медалей на первом подобном событии в нашей жизни!
Поэтому купили медали сами и сделали на них нанесение в точности со стилистикой забега "Божоле", к которому нас формально и готовили. А бежать во Францию отправляется лишь Ваня.
Так что немного фантазии, работы в “Corel Draw” и вот, нас на финише ждет связка медалей полумарафона "Борщжеле"



Неделя №7 
Четверг  (20 ноября)

Вчерашний день отдыха, оказывается, никем не был санкционирован. Ну, в том смысле, что я просто ошибся и перепутал что-то в расписании.
Другое дело, что я всё еще не до конца избавился от признаков простуды и отдых пришелся очень кстати.
Самочувствие мое приходит в норму, чему я несказанно рад.



Неделя №7 
Пятница  (21 ноября)

О, боже! Сегодня самая последняя тренировка с Ирой!
Уже завтра наш первый полумарафон!
Занятие у нас было очень легкое физически и очень непростое психологически. От наваливающейся на нас ностальгии отвлекало только предстартовое волнение.
Тренер сделала нам установку на дистанцию, и наши тренированные икры унесли нас навсегда из нашей первой Школы бега, чтобы уже завтра попытаться доставить нас до финиша.




На ночь, словно заранее извиняясь перед своим телом за те мучения, которые ему предстоит пережить, я устроил ему банкет из хорошей дозы макарон с вкуснейшими куриными желудочками.
А теперь спать!



Неделя №7 
День Икс!  (22 ноября)

У Вас когда-нибудь бывало в день сдачи экзамена ощущение, что Вы хорошо готовы?
Я подобное испытывал лишь считанное количество раз, поэтому утро нашего экзаменационного полумарафона в Школе бега I Love Runing было возбужденно-позитивным!
Я был готов. Точнее, я не был прямо на 100% уверен, что я сдам этот “экзамен” и добегу свои первые двадцать одну тысячу и девяносто семь с половиной метров, но я точно знал: я был готов в том смысле, что я усердно занимался, выполнял почти все поставленные передо мной задания, проще говоря, был если и не послушным, то очень усердным учеником.

Старт был намечен на 12.00 субботы 22.11.2015г. Дата-то какая красивая! Она шикарно смотрелась на медалях, сделанных нами самостоятельно и лежавших у меня в сумке. Весь вопрос был в том, смогу ли я вечером повесить свою награду в уголок спортивной славы.

Я проснулся за три часа до старта, поел запаренного геркулеса, глянул прогноз погоды. Минус шесть градусов, снег. Вполне боевой расклад.
Собравшись за полчаса до забега около триумфальной арки на площади перед Большим Концертным Залом, мы обнаружили, что постепенно собирается народ из других выпусков нашей Школы, чтобы поддержать нас и побегать самим. Надо сказать, их поддержка очень помогала на дистанции, когда уже никуда бежать не хотелось и почти не моглось, но одна простая мысль «они смогли и я смогу» с точки зрения мотивации стоит очень многого.


Но обо всем по порядку.
Размявшись перед стартом, я, Лена, Тезка-хирург и Сашка-фотограф обнялись перед «смертью», вспомнили «добрым» словом Ваню-француза (а сегодня он именно француз и должен стартовать на полумарафоне Божоле во Франции) и с выстрелом пушки отправились в легкоатлетическую Нарнию.





Наш полумарафон «Борщжеле» состоял из 8 кругов, пролегающих по навесному мосту, разделяющему центр города и остров Татышев, остальная часть дистанции как раз по острову и пролегала. У этого маршрута была одна очень важная особенность, о которой мы узнали уже по ходу первого круга, и которая оказала существенное влияние как на результаты забега, так и на наши незабываемые впечатления о нем.

Для того чтобы выполнить установку тренера и не ломануть в слишком быстром темпе, уже в начале забега мы снова решили бежать с тезкой вместе и немного сдерживать друг друга разговорами. Помогло. Мы бежали спокойно, без фанатизма. Пытались почувствовать дистанцию и ритм. Уже на середине первого круга стало понятно, что бег на длинные дистанции штука нелегкая. Точнее, понятно нам это стало уже несколько недель назад, просто мозг бегуна устроен так, что до и после забега всё кажется куда проще, чем во время.

Первый сюрприз мы обнаружили на финишной прямой первого круга, которая пролегает через навесной мост. Оказалось, что минимум половина моста обдувается таким сильным встречным ветром, что местами казалось, что мы бежим на месте. На втором круге мы даже начали драфтовать с напарником (поочередно бежать за спиной друг друга), чтобы хоть немного сэкономить силы в противостоянии с ветром.
Только вроде бы привык к ветру, другая напасть снова настигла. Из-за холодного воздуха с ветром, обострилась моя вечная проблема – начали болеть левое колено и правый голеностоп. Боль постоянно усиливалась и начинала нервировать. И где-то на 4-м круге я сказал тезке, что больше держать этот темп с такой болью не могу, мне нужны периодические разминки суставов. Мысленно обнявшись с коллегой по несчастью, мы расстались. Миша побежал вперед, а я начал бороться с болью.
Боль всё нагнетала и нагнетала, и где-то в глубинах моего подсознания начинала мелькать такая мысль, что если бы я сейчас бежал этот полумарафон один, без компании, и если бы никто о моей цели не знал, то я всерьез бы задумался о сходе с дистанции.
Но именно Школа и предлагает тебе столь действенный «коктейль» из внутренней мотивации и публичности цели. Если каждый из этих мотиваторов по отдельности может в какой-то момент и не сработать, и ты можешь дать слабину, то вместе они действуют чрезвычайно мощно!

И я бежал. Сквозь боль и ветер и…
Вьюгу! Где-то на шестом из восьми кругов дистанции начался такой снегопад, что какое-то время не было видно ничего дальше 10 метров вперед. Я тогда подумал, что это сама природа делает всё, чтобы мой первый полумарафон был максимально незабываемым! Всё было настолько неблагоприятно, что в какой-то момент, глядя вперед через тонкую полоску прищуренных и залепленных снегом глаз, я словно бы отпустил напряжение и расслабился. Я почувствовал какой-то прилив эмоциональной энергии, который мне не слишком помогал физически, но постоянно давал понять, что я смогу! Что моей подготовки и сил хватит на преодоление этого 21 км.
К тому же я очень правильно подобрал музыку в плеере, и то, что я оттуда слышал, только усилило мой позитивный настрой.
Да ещё и непрекращающаяся боль в колене, которая на пятом-шестом кругах достигла максимума, начала отступать. Точнее, я просто к ней настолько привык, что почти перестал обращать на неё внимание. И последние два круга мне дались легче.

В конце каждого круга нас ждал пункт питания и группа поддержки. Нас кормили шоколадом, бананами и чаем, перемешанным с колой. Питье это было страшно омерзительное, но это меня волновало не слишком. Хотелось лишь добежать и не подохнуть. Для дополнительной энергетической подпитки я съел на дистанции 2 углеводных геля и ещё один до старта. Силы были.
Пошел последний круг. Оказалось, что у Тезки прострелило колено, и он бежал уже в позе инвалида. Пришлось его обогнать, хотя, вообще, он быстрее меня при прочих равных. А на последних 500 метрах я сиганул уже что было сил, чтобы финиш был максимально трудозатратным, на хорошей отдышке. И…



Я добежал!
Я сделал свой первый в жизни полумарафон!
В совершенно эпических погодных условиях!
На финише я был полностью истощен физически, измучен болью… но счастлив!





На шею мне повесили медаль финишера, а Ира вообще подарила ненужный ей, но ещё больше осчастлививший меня фанатский шарф Ман Юнайтед! В тот момент я понял – всё не зря! )))




Я закончил свой полумарафон со временем 2.24. Это медленно, даже для таких условий, однако мне плевать. И тогда было, и сейчас тоже. Тем и прекрасен любительский бег на длинные дистанции:
Важно добежать! Если добежал, то уже герой! И не важно, с каким временем ты это сделал. А если ещё и быстро бегать получается – ну тогда вообще!!!

Все ребята из нашего набора Школы успешно финишировали, и мы были очень рады друг за друга. Никто не испортил одногруппникам настроение каким-нибудь неожиданным сходом.
Мы подарили нашим тренерам и управляющим памятные медали полумарафона «Борщжеле», а Лена вообще с барского плеча выкатила потрясный тематический торт.





Мы понемногу приходили в себя, начинали подмерзать после финиша, и теперь собственно предстояло оправдать название нашего забега и поехать покушать борща и желе! Мы договорились разъехаться по домам, принять душ и встретиться в заведении, где специально обученные люди качественно готовят борщи.

Примерно через полчаса я лежал дома в горячей ванне, ради которой все эти зимние забеги собственно и нужны (не верите – попробуйте) и размышлял над своим спортивным будущим. Это вообще характерное времяпрепровождение для бегунов сразу после финиша думать о новых целях (даже если эта цель – бросить этот бег на фиг!) Так вот. Горячая ванна подсказывала мне, что иногда бегать половинки – это мне по душе, а вот марафоны, похоже, это не совсем моё. По крайней мере, если ничего положительного не произойдет в области суставов ног. Бежать на боли полумарафон можно, но марафон вряд ли. Жаль. Потому как силы то есть.
Ну да ладно, ванна отогревает, полумарафон пройден, всё хорошо!

Лично для меня бег приятен ещё и тем, что можно после тренировок или забегов в удовольствие попить вредных углеводов в виде пенного напитка!
С каким вдохновением и энтузиазмом в меня провалились две первые кружки отличного темного пива, которое я заказал сразу по приходу в ресторанчик, где мы собрались отметить наш успех!
Помимо участников нашей группы, там были ребята и с других созывов Школы, которые поддерживали нас на дистанции. Мы поели замечательного борща, поковырялись в сомнительном желе, поговорили о пройденном, послушали более опытных ребят, понастроили планов, взгрустнули о невозвратном, посмеялись над собой и другими и закончили свои 7 недель, в течение которых мы сменили пеший ход на бег.
И, похоже, как это ни странно звучало бы для меня самого образца трёхмесячной давности, мое отношение к бегу изменилось в корне.
Правда, если от любви до ненависти, судя по поговорке, один шаг, то от ненависти до любви – целых семь недель бегом!












Эпилог (и он же новый пролог)

Вы просыпались когда-нибудь утром после свадьбы? Я – да.
Какой вопрос в голове у вчерашних молодоженов? Обычно такой: «И что дальше?»
Вот и я на утро после своего первого в жизни полумарафона, лежал и думал:
«Вместо свадебного похмелья у меня боль в ногах, вместо свадебных подарков – медаль, вместо невесты – "лёгкая атлетика"… И что дальше? Сколько долгих и счастливых беговых лет мне предстоит, пока смерть или новое увлечение не разлучит нас?»

За эти семь недель обучения в Школе я пробежал замысловатый путь от ненависти к бегу до преданной любви. Эта совершенно неожиданная метаморфоза – не первая подобная в моей жизни, бывало много других, в том числе пройденных и в обратном направлении. Однако именно за время обучения в I Love Running я так ярко осознал, что даже не представлял, на что я способен! В этом смысле увлечение бегом – это идеальный способ для обычного человека понять, как много он может за рамками своего понимания, как многого можно достичь, если делать это правильно, усердно, в правильной компании с правильными наставниками. Бег – потрясающий способ осознать суть понятий "процесс" и "результат". А главное почувствовать их необходимую взаимосвязь. Ведь в беге одинаково важны как качественно определенные цели (в виде марафонов, половинок и иных забегов), так и способ их достижения (в виде грамотного плана подготовки и усилий по его соблюдению). Каждому человеку может быть полезным через физические ощущения почувствовать эти важные для жизни, да и для работы истины. Бег – словно один из вариантов медитативной практики может привести тебя к новым открытиям, а ощущения в ногах не дадут забыть, каких усилий эти открытия тебе стоили.

Уже после окончания Школы я поучаствовал в нескольких зимних забегах. Пробежал 10-ку по замерзшему озеру, одолел ещё один дуатлон, поучаствовал в Новогоднем и Рождественском забегах, побегал на дистанции, организованной I Love Running, и даже побегал в компании основателя Школы Максима Журило. Я регулярно тренируюсь и жду лета, когда я смогу открыть для себя новый горизонт ощущений – бег на улице в тепле! Мне уже кажется, что я прожил целую жизнь на бегу, а сколько нового предстоит в будущем!










Горизонты у всех в жизни очень разные. Все по-разному видят то, что ждет их там, за этой воображаемой линией, каждый по-разному видит расстояние до него и по-разному верит в свои способности до него добраться.
Можно понимать это как метафору, можно в самом прямом смысле, но закончить я хотел бы своим пониманием сути увлечения бегом:
Бежать до горизонта – странное занятие. Но ещё более странно – до него не бежать.



Конец рассказа.



4 комментария:

  1. Отдельное спасибо хочу сказать своей подруге Оле Майоровой, благодаря которой моя писанина иногда становится грамотной с точки зрения правил русского языка )))

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный18 марта, 2015

    Отличный рассказ! Вдохновляет на беговые подвиги! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный07 апреля, 2015

    Тоже задумался о необходимости заняться бегом. Спасибо!

    ОтветитьУдалить

Ваш комментарий будет опубликован после проверки.
Спасибо Вам!